Брак


«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть.»
Быт.2:24


Венчание – богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается брачный союз во образ союза Христа и Его Церкви. В венчании христиане увенчивают свой союз благословением Бога на совместную жизнь, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.

В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обряда обручения, иногда они могут быть разделены временем.

Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. При особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания.


Традиция родительского благословения

Жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери. При согласии на брак, родители с обеих сторон  благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя,  девушку – иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа.

Вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией.

Иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста — это первые иконы их семейного иконостаса.

Если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых.

Если родители против брака и не хотят давать благословения, то следует обратиться к духовнику и спросить его совета, насколько обосновано мнение родителей, основано оно на эгоизме или жизненном опыте и рассудительности.


Церковь не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий. Православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • некрещёными;
  • атеистами;
  • людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю;
  • состоящими: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крёстными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).

В Русской Православной Церкви венчание не совершается:

  • во время Великого, Апостольского (Петрова), Успенского и Рождественского постов;
  • в дни (и накануне) однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;
  • по вторникам, четвергам (накануне постных дней – среды и пятницы) и в субботу (накануне малой Пасхи – дня воскресного);
  • в Пасху
  • на Сырной, Пасхальной седмице, Святках. В преду­го­то­ви­тель­ные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы[?] не запрещено, но нежелательно;
  • накануне двунадесятых праздников[?] не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей малой личной радостью;
  • накануне престольных храмовых праздников[?]. В каждом храме они свои. В нашем храме — 3 июня, 6 июля, 8 сентября;
  • ночью.

Смотрите календарь венчаний.


Для венчания необходимо:

  • жениху и невесте быть воцерковлёнными православными христианами;
  • зарегистрировать брак в ЗАГСе;
  • предварительное собеседование со священником;
  • иметь венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери;
  • иметь венчальные свечи;
  • иметь рушник белый (венчальное полотенце) для постилания под ноги. Достаточно длинный, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • иметь обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное;
  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании Вечернего богослужения);
  • прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками;
  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства — наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

Требования к свидетелям

В настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным  условием для совершения Таинства Брака. Это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты.

Роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака.

Свидетели должны быть воцерковлёнными православными. Ими не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в не зарегистрированном в ЗАГСе браке. Первые являют собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.


Требования к одежде невесты

  • должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве. Маникюр неброский, духи несильные (а  лучше, если вы найдёте в себе силы и мудрость вообще обойтись без всего этого). Помада на губах недопустима.

Поведение в Храме во время Таинства Брака

Отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником. Все присутствующие при венчании, по мере сил должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак. По возможности воздержитесь от лишних разговоров.

 


Как происходит обручение

  • Обряд обручения скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
  • Обряд начинается каждением.[?] Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и даёт им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию.
  • Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху,  троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая всё совершает и утверждает.
  • Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

Как происходит венчание

  • Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
  • Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. На него становятся венчающиеся. Священник задаёт вопросы жениху, потом невесте – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
  • Священник возглашает благословение, затем – произносится ектения[?].
  • Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать  детей.
  • По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, даёт ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
  • Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословения Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты. По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя молитву.
  • Затем читается Послание к Ефесянам (Еф.5:20-33), в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви.
  • Читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11) о Божьем благословении супружеского союза и освящении его.
  • Произносится ектения.
  • После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
  • Приносится чаша общения с красным вином и священник благословляет её на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью[?] и поверх неё кладёт свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
  • Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
  • Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва с преклонением голов новобрачных – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
  • Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
  • Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник даёт им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Фильм митрополита Илариона «Таинство Брака. Человек перед Богом» студии «Неофит»


Использованы материалы азбука.ру