«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день»
Ин.6:54
Причастие есть Таинство, в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа, после чего верующие вкушают их во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Через Святые Дары в нас при причащении входит Сам Христос, и благодать Божия почивает на нас. Это Таинство занимает центральное место в церковной жизни.
Таинство Евхаристии впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом. Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем как Иуда предал Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались, чтобы совершить пасхальную трапезу по ветхозаветному обычаю. Это событие получило название Тайной Вечери. Христос идёт на страдания и Крест, отдаёт Свое Пречистое Тело и Честную Кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам принесенной Им жертвы должно служить причащение Тела и Крови Спасителя.
Господь взял хлеб, благословил его и, раздав ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое«. Потом взял чашу с вином и, подав её им, произнес: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов« (Мф.26:26-28).
Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их преемникам — епископам и пресвитерам (священниками) — совершать это Таинство.
Евхаристия — не простое воспоминание того, что происходило более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение Тайной Вечери. И на каждой Евхаристии Сам Господь Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.
О важности причащения для всех верующих во Христа говорит нам Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день«; «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём« (Ин.6:53-54,56).
Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от Источника жизни — Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и должной подготовкой регулярно приступающие к Таинству Причастия, по слову Господа, пребывают в Нём. И в Причастии, которое оживотворяет, одухотворяет, исцеляет нашу душу и тело, мы, как ни в каком другом Таинстве, соединяемся с Самим Христом.
Подготовка
Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело — постом и воздержанием. Необходимо:
- Прочитать последование ко святому причащению. Также желательно и три канона: Покаянный Господу Иисусу Христу, Молебный Богородице и Ангелу Хранителю. Их можно найти в православном Молитвослове.
- Соблюдать пост (воздержание от мяса, молока, масла, яиц и вообще умеренность в еде и питье). Для новоначальных, отпавших[?] и не соблюдавших установленные Церковью посты обычно он длится около трёх дней. Продолжительность зависит от телесного здоровья, духовного состояния, а также от того, насколько часто человек приступает к Святым Тайнам. Если человек причащается не реже, чем раз в две недели, он может поститься один день.Поститься необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений (посещение театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивание светской музыки).
- Воздержание супругам от телесной близости.
- Страдающим страстью табакокурения, курить нельзя.
- Накануне Причастия не есть, не пить после полуночи. Утром, отправляясь в храм на Причастие, также нельзя есть, пить. Жизненно важные лекарства едой не являются, их принимать можно.
- Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться.
- Накануне причащения необходимо быть на Вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
- Самым важным в подготовке к Таинству Причастия является очищение своей души от грехов, которое совершается в Таинстве исповеди. В душу, не очищенную от греха, не примирённую с Богом, не войдет Христос. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью подойти к очищению своей души, чтобы соделать её храмом для принятия Христа. Исповедаться можно в день причащения или накануне на Вечерней службе.
На Причастии принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных, затем проходят мужчины и далее женщины. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Святой Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно произнести своё полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Святые Тайны, нужно пройти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры[?] и запить теплотой.[?]
После причащения необходимо благодарить Бога. Нужно внимательно выслушать благодарственные молитвы по святом причащении. Если по какой-то причине не было возможности выслушать их в Храме, надо прочитать их самому по Молитвослову. В течение дня следует воздерживаться от суетных занятий и вести себя благопристойно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого».
Фильм митрополита Илариона «Таинство Евхаристии. Человек перед Богом» студии «Неофит»
Использованы материала православие.ру, азбука.ру